«Джемма Бовери» Пози Симмондс. Эмму Бовари спасли бы киты?

| Ворчалки | Нет комментариев

Сперва был, конечно, Флобер. Его мадам Бовари скучала, предавалась страстям, тратила кровные, травилась. (Да и самого Флобера рвало, когда он писал сцену, где Эмма «хряпнула» мышьяку – так вжился в персонаж.) Я была впечатлена в свои пятнадцать лет: госпожа Бовари казалась мне очень смелой.

 

Госпожа БовариПотом был снова Флобер. Нам его на занятиях по французскому в Литинституте задавали читать в оригинале; с моим приятелем Никой мы атаковали книжку в переводе на русский, а на уроке пересказывали текст с таким видом, что оригинал нам нипочем. Великий стилист утомлял нас, разгильдяев.

…Флобер… Госпожа БовАри… Госпожа БовЕри…

 

Бовари БовериПрошло лет сто, и пробегая по переходу парижского метро, я наткнулась на афишу фильма «Gemma Bovery» с Фабрисом Лукини, от которого я в хорошем смысле без ума, была и есть. «Ага, осовременили Эмму!» «Джемма» в прокат еще не вышла, но мне уже захотелось чего-нибудь эдакого, со страстями. Я наковыряла в интернете фильм «Мадам Бовари» Клода Шаброля с Изабель Юппер, двадцатилетней давности, посмотрела его без особых эмоций и угомонилась. Все было так, как в книжке: банальная история, героиня, сопереживать которой не очень-то и хочется.

Когда руки дошли до «осовремененной Эммы» (в российском прокате – «Другая Бовари»), оказалось, что там страсти еще мельче, чем в оригинале. Я даже разворчалась на фейсбуке. А чуть позже…

…графический роман… ни текст — ни комикс…

 

Позже мне подарили книгу, по которой был сделан фильм. И все оказалось гораздо интереснее…

БовериНачать с того, что «Джемма Бовери» – так называемый графический роман. Помесь текста и комикса. Авторше Пози Симмондс повезло – бог словечек и бог рисования скинулись талантами и выдали их Пози (впрочем, это ее не настоящее имя, да и стоило бы мне называть ее важно «госпожа Симмондс», ибо дама она пожилая). Роман публиковался поначалу в английской прессе, и рисунки вперемешку с текстом выглядели отлично.

Бовери БовариИ ничего, что ее Джемме Тейт (в замужестве Бовери) сочувствовать начинаешь совсем не сразу. Обычная тетка, много работает, за собой не следит, влюблена в морального урода, которому (ну почти) нет до нее дела. Встретив Чарли Бовери, она успокаивается, забрасывает работу, сидит дома, вкушает прелести безделья. Ложка дегтя: дети Чарли от первого брака (противные), экс-жена (противная х 10), моральный урод где-то близко. Джемма решает бежать за Ла-Манш: во французскую глубинку, поближе к природе. Вот там-то, в Нормандии, и разворачиваются события, так похожие на те, что описаны в «Госпоже Бовари».

…ах, Франция…

 

Поскольку книга не переведена на русский, расскажу – что там такого хитрого.

БовариНу прежде всего – булочник мсье Жубер (в фильме его играет Фабрис Лукини, кстати). В прошлом журналист, он теперь печет хлеб и в этом прямо-таки нашел свое призвание. Судите сами (перевожу, правда, с французского):

Хлеб – моя страсть. Наше достояние. Держать батон в руках, скользить пальцами по его корке – трещинкам, бороздкам, шероховатостям – будто самой земли касаться, лона, откуда вышла жизнь. Окунаешься в аромат свежего зерна… Пробуешь на вкус солнце. Нет ничего естественнее, ничего проще хлеба. Ничего чувственнее.

Госпожа БовариБулочник любопытен, как консьержка. В «прошлой жизни» он уже отличился своей страстью вынюхивать, что там у других, и приезд «новеньких» в деревню пропустить мимо носа не может. Но главное – он оглушен фактом, что англичанка носит имя, так похожее на «Эмма Бовари», и в ус не дует. Еще, он неравнодушен к интересным женщинам. Отсутствие талии у разъевшейся Джеммы его не пугает, ведь мужчины в возрасте понимают – внешность не главное, главное – изюм.

В общем, булочник по уши влезает в судьбу героини и начинает там все ворошить… дирижировать, подглядывать в окна, подсылать анонимные письма с выдержками из «Госпожи Бовари» и мучиться эротическими снами.

Финальный аккорд – Джемма давится куском испеченного им хлеба и умирает, как ей и положено.

…роман с лоботрясом…

 

.Так вот, Джемма Бовери.Бовари

Во французской деревне она сперва очаровывается «аутентичностью» и пейзажами, но быстро вешает хвост – тут скучно, зимой холодно и дом ужасный, все протекает и кишмя кишат мыши. Остается налечь на тренажер – и спустя некоторое время мадам Бовери оборачивается привлекательной тростинкой. У нее случается роман с лоботрясом, окопавшемся тут же, в фамильном замке, чтобы готовиться к университетским экзаменам. Для нее это просто интрижка. «Ничего личного». (Позже, конечно, она сует лапу в капкан, когда лоботряс клянется ей в любви: тратит на него кучу денег (как и следует влезающей в долги Бовари), тяжело переживает разрыв… но это потом; а поначалу она просто ищет нечто, чего нет дома.)

…развязка!..

 

В конце книги Джемма Бовери ведет себя образцово-показательно. Моральный урод, по которому она так страдала когда-то, пытается вновь ее завоевать, но не тут-то было. Она переросла все прошлые отношения и даже готова жить одна. Браво.

…Она пишет {в дневнике}, что предложи он ей некогда {жить вместе}, она вскричала бы: «Да, да!» Но теперь ей ясно, что есть занятия поинтереснее, нежели делить свое существование с Патриком и его огромным эго. Она способна твердо написать «Не хочу жить с ним», и подчеркнуть эти слова так, что линия прорисуется на последующих страницах.

БовериОставалось разобраться с долгами и (все-таки) примириться с мужем (а заодно выцарапать булочнику глаза, чтобы больше не лез в душу) – и тут кусок хлеба взял и встал поперек горла. Это тогда, когда она занялась медитацией, сидела по утрам в позе лотоса и слушала диск с криками китов. Они выкрикивали, похоже, очень правильные вещи. Вот так: едва человек взялся себя растить, как ему пришел конец.

Грамотно осовремененная старая история. Что до кино по книжке – известно же, кинолента хорошему тексту не конкурент. Кстати, в 2014 году в прокат вышла американо-немецкая «Госпожа Бовари». Нет покоя старику Флоберу.

Флобер


 

Понравилась ворчалка — поделись ею:

Последние статьи:

Читаем «Коклико»

Только я (о, конечно, разочарована в мужчинах, но) с этим словцом еще не распрощалась: теплый мякиш слова «любить» мну в пальцах, мну любовь к тебе… мне, верно, никогда не встретить твоего взгляда, но сердце – теплым мякишем…

читать далее

Кавказская пленница

Ее отец позвонил и спросил, даже не поздоровавшись: «Где она?» Откуда мне было знать. Я уж точно тут был ни при чем.
– Может, с каким принцем укатила?
Отец не разозлился. Он помолчал и сказал: «Ты разве не знаешь?»

читать далее